Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика

Диагностика и коррекция детских страхов и тревожности. Тревожность — индивидуальная психическая особенность, заключающаеся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных ситуациях. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, в том числе страх. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизнененого благополучия.

Динамика страхов и тревности. Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

Цель: диагностика страхов у дошкольников дошкольного возраста. .. описывали отечественные психологи А. И. Захаров, А. М. Прихожан, А. С.

Исследование уровня тревожности младших школьников Оглавление Глава 1. Теоретические аспекты тревожности у детей младшего школьного возраста 1. Экспериментальное исследование влияния игровой терапии на уровень тревожности младших школьников 2. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными среди эмоциональных расстройств детского возраста. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей младшего школьного возраста.

Распространенность тревожности, с одной стороны, и ее очевидное негативное воздействие на развитие и социальную адаптацию личности, с другой — определяют актуальность настоящего исследования. Становление эмоционально — волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Он протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возрастного периода, отражающая специфическое отношение между ребенком и средой, определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений, особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции, и ставит перед ним специфические задачи, разрешение которых составляет содержание психического развития в данном возрасте.

Возникновение и формирование основных психологических новообразований происходит в ведущей деятельности. Игра является естественной средой общения для ребёнка, представляет его самовыражение и способ приспособления к собственному миру. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, по этой причине игра выступает для детей, прежде всего, средством коммуникации.

Бронхиальная астма, средней тяжести, частично контролируемая. Анализ анамнестических данных позволил определить, что основная часть подростков этой группы имеет диагноз бронхиальной астмы тяжелой либо средней тяжести, сопровождаемый постоянной медикаментозной поддержкой, который значительно влияет на качество жизни в целом и эмоциональное состояние подростков в частности. После изучения литературы по проблеме исследования было организовано обследование подростков старшего возраста с бронхиальной астмой и не имеющих такового диагноза с целью исследования особенностей эмоциональной сферы.

В процессе исследования были отобраны 3 методики, с помощью которых мы оценивали специфические особенности эмоциональной сферы личностей, в частности — уровни личностной и ситуативной тревожности, уровень школьной тревожности и проч.

А.М.Прихожан, первым разграничил их в начале ХIХ века С. Кьеркегор, кото- . Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разра-.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах: И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, то есть признал, что он боится этого.

У детей постарше можно спросить: Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа"да" -"нет" или"боюсь" -"не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа"не боюсь темноты", а не"нет" или"да".

Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (А. М. Прихожан, 2009)

У испытуемых детей присутствуют следующие страхи 2. Цель психолога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать абсурдность своего страха, что осуществляется через введение в рассказ элементов юмора. Детям предлагается рассказать, чего же боится мальчик.

Далее мы выявляли общий уровень испы- тывания состояния страха. Методика диагностики школьной тре- вожности, разработанная А.М. Прихожан.

Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой. Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.

Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать. Психолог рисует контуры двух домов на одном или на двух листах: Список страхов можно скачать внизу материала психолог называет по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов.

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив. Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок нарисовать его , а ключ - выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст

Определение уровня личностной тревожности. Описание теста Настоящая шкала тревожности была разработана А. Прихожан в гг. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, то есть от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика разработана в двух формах.

В содержательную сферу страхов детей-вынужденных мигрантов понятий страха и тревоги (Астапов В.М., Захаров А.И., Прихожан А.М.). . Две группы экспериментально-диагностических методов, используемых в работе.

Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов 2. Динамика уровня тревожности учащихся 1—й классы. Половозрастные различия Рассмотрим сначала вопрос о том, каков средний уровень тревоги школьников разных возрастов. Для его решения необходимо учесть ряд условий. Во-первых, используемый в этих целях методический прием должен был давать возможность сравнивать данные учащихся с 1-го по й[4] классы. Во-вторых, этот прием должен был быть методом экспресс-диагностики, позволять оперативно провести сбор материала в достаточно краткие сроки с тем, чтобы снизить влияние дополнительных факторов конец четверти, приближение экзаменов и т.

Киселева Методики психодиагностики…, , предназначенной для самооценки эмоционального состояния. В первом случае использовалась семибалльная, во втором — пятибалльная шкала. Для детей 7—10 лет использовался цветовой вариант шкалы каждому пункту соответствует определенный цвет , для остальных — стандартные варианты. В исследовании участвовали около школьников, 40 детей каждой возрастной группы, девочек и мальчиков приблизительно поровну.

Результаты представлены в табл. Средний уровень частоты и силы переживания состояния тревоги детьми разных возрастов.

Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.

Определение уровня личностной тревожности. Описание теста Настоящая шкала тревожности была разработана А. Прихожан в гг. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Предмет - диагностика и коррекция страхов у младших школьников. Исходя из Прихожан Анна Михайловна, г.р., кандидат.

Прихожан в гг. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, то есть от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах.

Методика"Для диагностики школьной тревожности" А. М. Прихожан

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и др.).

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так: Фрейд выделяет 2 источника: В отечественной психологии Данилова, Гарбузов, Кришакова причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: Откуда берутся детские страхи. Что с ними делать? Советы психолога Игоря Романца. Динамика страхов и тревожности 1. Критерии выявления тревоги у ребёнка: Трудности в концентрации внимания. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. Если присутствуют критерия, то ребенок тревожен.

Виды страхов Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников - файл 1.

Бездарность в искусстве и другом творческом деле. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер.

О наличии установки или установок судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере:

Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов. . ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст)

Особое внимание уделяется тому, что необходимо вовремя увидеть таких детей, поэтому в статье приводятся различные методы диагностики тревожности. Так же была проведена исследовательская деятельность, в ходе чего были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности. В заключении были предложены методы, способы работы по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции. В данной статье рассматривается проблема диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Одна из наиболее типичных проблем современной школы — это школьная тревожность. Она актуальна в данное время тем, что является ярким примером школьной дезадаптации ребенка. Она отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: Можно встретить разные формы проявления выраженной тревожности. Одни дети спокойные, выполняют все поручения учителя, они не нарушают правила поведения в школе.

Другие же дети, напротив, очень активны, ведут себя агрессивно, невоспитанно, постоянно нарушают дисциплину в классе, отстают в учебе. Как правило, именно таким детям уделяется больше внимания, нежели тем, кто не привлекает к себе внимания. Однако, такие симптомы не всегда говорят об выраженной тревожности, бывает, что такое поведения у ребенка является следствием чего-то другого.

Шкала личностной тревожности (а.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности а. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, то есть от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Экспериментальное исследование страхов и тревожности у дете и их На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает . Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая.

Приложение Введение На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина этого заключается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Актуальность изучения проблем развития личности и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связаны с обучением детей в школе, когда трудности обучения и поведения начинают проявляться и нарастать постепенно, с увеличением сложности учебного материала, повышением темпа работы, возрастанием интеллектуальных нагрузок. У детей с задержкой психического развития могут отмечаться сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также страхи, тревоги и агрессия.

Страх, как и другие неприятные переживания, не является однозначно"вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития.

Обширные области исследований, посвящённых страху, создают достаточные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Исследований по данной проблеме проводилось немного, хотя проблема страхов у младших школьников с задержкой психического развития достаточно актуальна в настоящее время. Актуальность проблемы исследования определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.

Детские страхи диагностика и коррекция