Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору. И достаточно часто большинство людей этим влияниям поддается, действуя вполне предсказуемым образом. Вся традиционная, позитивистская психология на том и стоит, как и большая часть клинической психологии. Существуют, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в жизни, где не срабатывает ни один из традиционных подходов. Первые — это ситуации кризиса, жизненного краха, когда рушатся сложившиеся структуры, сформировавшийся жизненный мир, и сколько-нибудь четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире, практически не остается. Подобные ситуации традиционно описываются как"пограничные" — в экзистенциальной философии или через понятие"кризиса" — в клинической практике.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

До сих пор смерть постоянно рассматривалась в качестве такого обстоятельства, с которым можно было бы считаться исключительно сдержанным и деловитым образом. В реальности же речь идет о большем, о принципиальной угрозе личному бытию, которая даже не допускает спокойствия подобного сдержанного учитывания, но потрясает, делает человека неуверенным в глубинах его существа.

Речь идет об охватывающем человека при мыслях о смерти и заставляющем его содрогаться страхе. Все то, что было сказано в целом о страхе раньше, в усиленной мере относится к страху смерти. При этом, как вытекало уже из предшествующего изложения, речь идет не о телесном страхе в момент умирания и также не об опережающем мышление страхе перед мучительностью этого процесса против чего имелось бы то или иное утешение , но речь идет о чувстве головокружения и тревожности, охватывающих человека в мыслях о больше-не-бытии .

Самая популярная тема – страх смерти! Тема смерти – безусловное табу, закрытая тема. О смерти говорить можно, но только абстрактно, так, чтобы.

Некоторый процент из них связан с конкретными событиями, другие — являются личностными, связанными с характером и мировоззрением. Однако есть страхи, которые живут абсолютно в каждом человеке, поскольку они связаны с философскими категориями и не могут быть полностью под контролем человека. Именно невозможность прогноза и контроля выбивает почву из-под ног рационального уверенного человека, заставляя его бояться, иногда — панически.

Описанные страхи называются экзистенциальными. Из-за того, что экзистенциальные страхи побороть — задача непосильная, с ними нужно научиться жить в мире, осознав их суть и положительные стороны. Виды страхов Свобода страх перед пространством. Этот сильный бессознательный страх выливается в боязни темноты, замкнутого или открытого пространства.

Потребность в свободе является амбивалентной:

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Также косвенно будет затронута тема страха или боязни смерти вообще, Понятие об экзистенциальной тревоге будет рассмотрено также сжато1.

Последнее представляет собой не холодную объективность теоретической позиции, но и не теплое чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жизни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной философией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие стороны жизненного опыта: И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения.

Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. В попытке упорядочить в первоначальном обзоре многообразие различных настроений согласно двум полюсам - светлого и мрачного, - на первый же взгляд становится ясно, что в экзистенциальной философии решающим образом господствует мрачная сторона.

Из различных же возможных здесь оттенков в особенности плодотворным оказался страх, философская плодотворность страха является крупным антропологическим открытием экзистенциальной философии. Страх особенно подходящ для того, чтобы прояснить своеобразный нетеоретический, эмоциональный характер экзистенциальной философии.

В понятии страха соединяется многое из того, что было еще слишком абстрактным образом развито ранее при обсуждении ситуации и пограничной ситуации. На первый взгляд кажется, что страх вообще лишен какого бы то ни было глубокого философского значения. го рассматривают в качестве чего-то такого, что, в частности, хотя нередко и пристает мучительным образом к человеку, по сути же затрагивает его все же лишь с внешней стороны в качестве слабости, которая овладевает человеком в несовершенности его существа лишь эпизодически и которую необходимо по возможности преодолевать посредством воспитания и самовоспитания.

Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении - как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г.

Экзистенциальные страхи

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Среди множества исследований, посвященных мыслителю, эта тема была в гораздо меньшей степени экзистенциальный страх и, пожалуй.

Экзистенциализм формировался в первой половине века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С.

Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер гг. Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, страх ми страдание - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.

В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше. В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни, а также феноменология Гуссерля и Шеллера. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости.

Страх Смерти (экзистенциальные страхи)

Кьеркегор различал два вида страха: и страх боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто.

«Экзистенциальные страхи» и неофрейдистские спекуляции на них: К биогенетическим теориям насилия весьма близки не менее широко.

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа.

Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов. Эта проблема носит интердисциплинарный характер, так как она включает в себя аспекты философии культуры, культурной антропологии, лингвистики и этнопсихологии.

Сейчас наибольшее количество исследований, посвященных концептам, приходится на лингвистику, однако свое начало концепт берет в философской традиции. Философия является материнской научной парадигмой, из которой лингвистические науки заимствуют этот термин. В определенной степени можно утверждать, что сама философия заключается в создании концептов, поскольку она извлекает их из языка, и, таким образом, концепт оказывается философской действительностью.

Эпштейна, словотворчество всегда играло особую роль в философии. Мыслить — это значит заново создавать язык, очищенный от захватанных значений, клише. При этом философ может пользоваться словами, уже существующими в языке, придавая им новый, фундаментальный смысл. Делез, философия — дисциплина, состоящая в творчестве концептов.

Форум на ОКУЛУС

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

Психолог Дмитрий Леонтьев об альтернативе инфантилизму, школе Dasein- анализа и поиске смысла жизни в экзистенциальной.

Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами: С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней.

1. ЗНАЧЕНИЕ страха ДЛЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Экзистенциальные страхи Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности В настоящее время существуют различные классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние страхи. Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы:

Ну, тогда как-нибудь заведите такую тему: Вот представляешь, все у тебя хорошо и деньги ты не снимаешь. Вот живешь, живешь.

Экзистенциальный метод"Прохождение через"Врата смерти", как один из методов глубинной работы со страхом. Как результат работы этой группы, мы предполагаем, что Вы: Если он несчастлив, то он виноват. Иногда мы теряемся перед важными и непростыми вопросами, которые вдруг слышим, и они обращают нас к самим себе, высвечивая наши отношения с собой и с жизнью: Как я откликаюсь на вызовы жизни, когда в ней сталкиваюсь с потерями, одиночеством и новыми встречами, выдерживаю ли я тревогу неопределенности и непредсказуемости жизни?

Чего я стараюсь избегать в своей жизни, в чем и как защитно обманываю себя? Чем я плачу за это? Как я делаю свой выбор? Как я отстаиваю себя? Как я обнаруживаю и обхожусь со своими ценностями, мечтами, переживаниями и потребностями? Знакомы ли они мне?

Вы точно человек?

Галина Мальцева Мастер 9 лет назад Тема экзистенции снова популярна? Простым языком, это ощущение себя в мире и мира в себе. Экзистенциональный страх - потеря принадлежности к окружающему.

Как в жизни проявляется экзистенциальный страх смерти Причины А пока на тему страха Смерти нам остается лишь порассуждать.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Татьяна Троян"Экзистенциальное понимание страха"